ОАЭ - Объединённые Арабские Эмираты
Магазин готовых сайтов!

Ипотека портит россиянам отдых

10:33 - 4 октября 2006 года

Рост благосостояния россиян сыграл неожиданную шутку с туристическим рынком, заметно изменив структуру спроса в минувшем летнем сезоне. Об этом говорят представители турбизнеса, об этом же свидетельствуют итоги опроса, недавно проведенного ВЦИОМ. Хотя, на первый взгляд, данные исследования подсказывают несколько иной вывод: с финансами у наших сограждан по-прежнему все очень плохо, и даже немного хуже, чем было раньше.

Судите сами: согласно результатам опроса, две трети жителей России (63%) прошедшим летом отдыхать не ездили вообще. С одной стороны, эта цифра немного меньше аналогичного показателя предыдущего года, когда без отдыха осталось 68% респондентов. С другой, – если год назад почти половина из них выбрали пункт "занимался своими делами", а на отсутствие средств для поездки пожаловалась лишь пятая часть опрошенных, то в этом году, наоборот, количество занятых людей заметно уменьшилось (с 47% до 30%), а безденежных возросло - с 21% до 33%. Для сравнения, в 2004 г. графу "не было денег" выбрали 24%. Одновременно снова начало расти число россиян, коротающих летние деньки на даче (2004 г. – 21%, 2005 г. – 16%, 2006 г. – 17%).

Примечательно также распределение направлений путешествий. Редкую стабильность демонстрирует спрос на черноморское побережье – 7% на протяжении всех обозреваемых лет. Зато растет доля тех, кто отдыхал в других местах страны, – с 7% до 9% за два года. А вот количество выезжающих в дальнее и ближнее зарубежье за тот же период сократилось с 9% до 5%.

Казалось бы, эти данные со всей очевидностью свидетельствуют о финансовом неблагополучии большинства респондентов ВЦИОМ и как-то плохо сочетаются с утверждением о стабильном увеличении доходов россиян. Однако специалисты отрасли предлагают свое объяснение столь странным несоответствиям. По мнению вице-президента компании "Интурист" Андрея Власова, отказ от заграничных поездок объясняется развитием в стране потребительского кредитования. "Люди набрали достаточно большое количество кредитов, в том числе дорогих, таких, как ипотека. Долгосрочные кредиты, выплаты по ним и неуверенность в стабильности экономической ситуации в стране заставили некоторых россиян отказаться от поездок в дальнее зарубежье. Такую поездку можно заменить, например, выходными на даче или просто остаться дома", - поясняет эксперт. Согласна с ним и заместитель генерального директора информационной службы по туризму "Красный телефон" Галина Поневаж: "Минувшим летом эта тенденция проявилась наиболее ярко – люди набрали ипотечные кредиты и отдых отодвинули". С учетом данной точки зрения становится понятным столь заметный спад именно заграничных летних поездок. Ведь основной клиентурой этого рыночного сегмента на сегодняшний день являются представители среднего класса, то есть как раз те, кто составляет также и главную целевую аудиторию ипотечных программ.

Вероятно, этим же отчасти объясняется увеличение спроса на различные российские места для отдыха, посещение которых, как правило, обходится дешевле, чем заграничный вояж. Плюс с родных просторов начинают свою историю путешествий те, чьи доходы только подтягиваются к уровню среднего класса и еще не позволяют совершить поездку в иные страны. А стабильное число отдыхающих на Черном море, судя по всему, связано с тем, что курорты Краснодарского края, всегда пользующиеся успехом у россиян, освоены ими уже в полной мере, и пока просто не могут вместить большее количество желающих. К тому же морем, как отечественным, так и зарубежным, многие наши сограждане уже пресытились и жаждут новых впечатлений. "Что касается внутреннего туризма, здесь наши данные совпадают, - говорит Галина Поневаж. - Действительно, люди стали больше спрашивать отдых не на море, а в других местах. Эта тенденция наблюдается уже несколько лет. Спектр запросов стал очень разнообразным. Пользуются популярностью Карелия, Селигер, Валдай, Соловки. Зато сдает свои лидерские позиции Кавказ, где цены стали очень высокими, не соответствуя при этом предлагаемому сервису. Очень расширился спектр экскурсионных туров: если раньше интересовались в основном Санкт-Петербургом и Золотым кольцом, то сейчас к ним добавились, например, малые города, такие как Торжок или Мышкин ".

Вместе с тем, по мнению экспертов, преждевременно было бы сбрасывать со счетов и рынок дальних поездок. Если брать не только летний сезон, но год в целом, снижение спроса на них станет не таким уж очевидным. Потому что далеко не всегда речь идет о полном отказе от отдыха, зачастую люди просто переносят его на другое время, когда стоимость туров не такая высокая. "Как отмечают практики туризма, клиенты, которые много лет покупали у них различные туры, в этом году поехали не в пик сезона, а в мае-июне, когда цены ниже, либо вообще отложили поездку на осень", - поясняет Галина Поневаж. Впрочем, смещение спроса на более низкие даты отмечается уже не первый год. "Высокий сезон прочно переместился на сентябрь", - считает заместитель генерального директора компании "Солвекс трэвел" Людмила Сысойкина. По данным службы "Красный телефон", сейчас, например, активно спрашивают Турцию, которая в течение лета была не очень востребована, но теперь там в разгаре бархатный сезон, а цены не очень высокие. Представитель "Интуриста" полагает, что эффект отложенного спроса в предстоящем сезоне положительно скажется на египетском направлении.

Между тем уже начался спрос на осенние каникулы. Традиционно это школьные группы или родители с детьми, которых интересуют экскурсионные поездки по России и недорогие автобусные туры по Чехии, Венгрии, Болгарии. Для автобусных туров в целом октябрь-начало ноября – самый излюбленный период. Спрашивают, разумеется, и теплые страны: Египет, Тунис, ОАЭ. Недели через две начнется спрос на новогодние праздники – отдых в теплых странах, поездки в Финляндию к Деду Морозу, Подмосковье. Как показывает опыт, до середины ноября уже не останется ничего приемлемого по соотношению цена-качество, предупреждают участники рынка.

Метки:

Копировать в блог

Опрос

Где вы предпочитаете останавливаться приезжая в ОАЭ? (голосов: 115)

  • Апартаменты - 17 (15%)
  • Вилла - 10 (9%)
  • Отель 3 звезды - 11 (10%)
  • Отель 4 звезды - 28 (24%)
  • Отель 5 звезд - 35 (30%)
  • Частная квартира - 6 (5%)
  • Другое - 8 (7%)